В Михайловском кадетском корпусе пройдет вечер памяти Троепольского
Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус, Воронежская областная типография и писатель-адвокат Михаил Федоров проведут вечер памяти Гавриила Николаевича Троепольского.
1 февраля по инициативе директора Михайловского кадетского корпуса Александра Голомедова, писателя Михаила Федорова и Воронежской областной типографии в здании кадетского корпуса состоится вечер памяти Гавриила Троепольского. В мероприятии, которое начнется в 20.30 по адресу ул. Космонавтов, д.44, могут принять участие все желающие. Писатель-адвокат Михаил Федоров расскажет собравшимся о жизни и творчестве Гавриила Николаевича Троепольского, о «Человеке Чернозема» (печать книги, посвященной нашему знаменитому земляку, осуществила Воронежская областная типография в 2012 году). После выступления и ответов на заинтересовавшие аудиторию вопросы состоится просмотр фильма «Белый Бим Черное ухо».
Итак, вечер памяти Троепольского: 1 февраля, пятница, Михайловский кадетский корпус (ул. Космонавтов, д.44). Начало в 20.30.
На снимках: Михайловский кадетский корпус сегодня; Михаил Федоров и его супруга Татьяна вместе с Троепольской Татьяной Гавриловной на выставке в честь ее отца Гавриила Николаевича Троепольского; обложки книг "Белый Бим Черное ухо".
О ГАВРИИЛЕ ТРОЕПОЛЬСКОМ
Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) родился в селе Ново-Спасское на Елани Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне - село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). У сельского священника Николая Семеновича Троепольского и его жены Елены Гавриловны было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу.
По обстоятельствам времени Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебского уезда). По окончании училища (1924) Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции. С 1936 года Троепольский в Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне (Острогожское-9). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Троепольский обобщил в нескольких научных работах.
Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Троепольский переехал в Воронеж. Подспудно литература влекла Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман “Чернозем” вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году. В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Никандрову. Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, “а писать вам надо обязательно”. Видимо, разглядел Никандров в молодом Троепольском человека, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.
В 1938 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка” за подписью Лирваг (читай наоборот: Гаврил Т.). Это была первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных представлений о жизни и литературе, продолжения не будет. Как вспоминал потом писатель, "чем больше я перечитывал тогда рассказ, тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу. Как раз в это время я увлёкся селекционным отбором проса". Троепольский трудился на Острогожском сортоиспытательном участке: за короткое время вывел восемь сортов проса и опубликовал ряд статей, а затем и две книги по проблемам селекции. Истинное литературное начало произойдет много позднее. Осенью пятьдесят второго года в журнале “Новый мир” из редакционной почты извлекут рассказ про Никишку Болтушка и запросят у автора продолжение. И в Острогожск придет первое письмо Александра Твардовского. Оно подтвердит: “Это написано хорошо”.
"Записки агронома" Троепольского были опубликованы в 1953 году в № 3 журнала "Новый мир", что принесло автору всесоюзную известность. Хотя Воронежский обком партии признал записки очернительскими и злопыхательскими. Неодобрительно поначалу о сатирических рассказах Троепольского отозвался Валентин Овечкин. Твардовский поддержал произведение не юного годами, но смелого автора, и с тех пор в течение многих лет лучшие свои работы Троепольский печатал в "Новом мире"; до самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами. И стоит напомнить, что своего "Бима" Троепольский посвятил памяти Александра Трифоновича.
Повесть "Белый Бим Черное ухо" (1971)
Первое чтение прошло в редакции Острогожской "Новой жизни" на занятии литературной группы "Острогожские родники". "Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми". Так написал Троепольский. Писатель был удостоен Государственной премии за повесть, в 1976 Станислав Ростоцкий снял фильм, который, в свою очередь, был удостоен Ленинской премии. Повесть "Белый Бим Черное ухо" переведна на многие языки мира. Книга Троепольского входит в обязательную программу американских колледжей. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму (авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России).
"Жизнь идет, - говорил писатель, - жизнь идет, потому что есть труд и есть надежда. Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие надежду". Обещанием читателям, порукой, зароком, обращением к собратьям по перу звучат слова Троепольского: «Только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово». Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии "Классики".
...Умер Троепольский 30 июня 1995 года. Похоронен в Воронеже на Коминтерновском кладбище.
На снимках: памятник писателю на Коминтерновском кладбище; Михаил Федоров у дома Троепольского.