Воронежской областной типографии 220 лет

Плодородный человек Егор Исаев (рецензия на книгу Михаила Федорова)

Глашатай жизни

Книга Михаила Фёдорова «Плодородный человек Егор Исаев» (издательство им. Е.А. Болховитинова) содержит многочисленные рассказы о человеке, который был вдруг незаслуженно забыт. А ведь при его жизни, особенно в советское время, власть, Союз писателей России, да и просто друзья-товарищи в нём души не чаяли. Его приглашали на конференции и собрания, усаживали в президиумы, награждали премиями и званиями. Егор Александрович Исаев был Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии (это высшие почести в СССР), ему пели осанну. А потом всё смолкло. Да, наступили иные времена, более жёсткие и меркантильные, но поэт-то остался. И очень хороший поэт, выдающийся в сонме нынешних.

Книга эта вышла через год после его кончины. А на похороны даже Ганичев не приехал. Ну, может быть, здоровье не позволило. Но прислал бы хоть телеграмму родственникам. Эх, люди... А ведь сам Егор Исаев в книге Фёдорова рассказывает о том, как он много помогал нынешним руководителям Союза писателей, как выбивал им должности и премии, как всячески опекал их, холил и лелеял. Вот и вырастил. В книге вообще много того, что составляет личную основу Исаева, бережно сохранённую Фёдоровым, благодаря их многолетнему знакомству и встречам. Все они были скрупулёзно записаны автором. Происходили ли они на родине Исаева в Коршево; или в Вислом – этом живописном уголке на берегу Битюга, где поэт любил проводить лето; или в санатории Дзержинского под Воронежем, где он тоже был постоянным гостем; либо на каком-нибудь писательском собрании. За долгие годы из этих бесед сложились триста страниц текста.

Здесь читатель откровенно узнает о жизненном пути Исаева с его же слов. Каким было детство в селе, где он родился. Юность, которую ещё в 41-м обожгла война. Как служил в Грузии на границе с Турцией. Как охранял крекензавода в Подмосковье (теперь это Капотня). Как попал в конце войны на фронт и служил в Австрии, где опубликовал первые стихи.

Об очень многом мы можем прочесть в этой книгу. А почему «плодородный человек»? Так называл Исаева Александр Трифонович Твардовский. Сам же и вручал ему позже (в непростой, кстати, закулисной борьбе) Ленинскую премию. Написано в книге и о товарищах поэта по литературному цеху. Например, о Николае Рубцове, как тот попал в очень сложную ситуацию, едва не закончившуюся для него плачевно. О встречах Исаева с турецким поэтом Хикметом. Об отношении Егора Александровича к Коротичу и Максимову. О том, как он «выпорол» депутата-генерала Сигуткина, который предложил спороть со знамени Победы серп и молот.

Постскриптум. Такое впечатление, что герой книги до сих пор живой, всегда атакующий, приближённый к землякам, к простому человеку. А ещё много фотографий. Редких, ещё не знакомых читателям. И на снимках поэт всегда «в деле», читает ли он свои стихи, разговаривает ли с людьми, выступает ли на писательском мероприятии. Из него фонтанирует жизнь. Он и был своеобразным глашатаем-рупором жизни. В этом сама суть Егора Исаева. 


Александр ТРАПЕЗНИКОВ.

 

Литературная Россия №37. 12.09.2014

Акции

  • Твердый переплет

    Твердый переплет, курсовых, дипломных работ, проектов, диссертаций.

Все акции→