Противостояние века: электронная книга против "бумаги Гутенберга"
Электронная книга против "бумаги Гутенберга"
Достаточно зайти в вагон московского метро, чтобы понять: «самая читающая нация» все больше читает книги с экранов планшетов, ридеров, смартфонов. Невольно задумываешься: долго ли осталось жить изобретению Иоганна Гутенберга? Или слухи о его смерти сильно преувеличены?
Для начала приведем несколько фактов:
- 19 июля 2010 г. крупнейший американский магазин Amazon.com заявил о том, что продажи электронных версий книг впервые превысили продажи книг в твердом переплете. А уже в январе 2011 г. электронных книг было продано больше, чем изданий в мягком переплете.
- Третья версия Большого Оксфордского словаря, выпуск которой планируется в 2017 году, выйдет только в электронном виде.
- Старейшее издание США Dorchester Publishing в 2010 году заявило, что практически сворачивает производство бумажных книг и переходит на электронные аналоги.
- Молодая писательница из США Аманда Хокинг стала известна благодаря трилогии «Триль» — «паранормальных романов» о любви, вампирах и зомби. Она самостоятельно опубликовала свои произведения на амазоновской платформе для самопубликации Kindle Direct Publishing. Романы тогда стоили не больше пяти долларов, но в итоге принесли ей более $ 2,5 млн.
- В 2010 году компания Google заявила, что в рамках проекта Google Books оцифровано уже около 12 млн книг, доступ к которым осуществляется через интернет. На март 2013 года эта цифра составила уже 20 млн.
Так что же: бумага постепенно уступает свое место электронным носителям? Рассмотрим подробнее ситуацию электронного книгоиздания и распространения за рубежом и в России.
Рынок электронных книг США
Наиболее интенсивно развивающийся рынок е-книг — рынок США. Он задает направления и темп развития всему остальному миру. К концу 2012 года там было продано более 1000 наименований книг, количеством более 25000 каждая.
На сегодня по данным исследовательской компании Рудигера Вишенбарта, рост продаж е-книг на рынке США стабилизировался и составляет 20% от книжного оборота. У крупных американских издателей доходы с продаж электронного контента составляют от 30 до 40%.
Компания Amazon — самый крупный в США продавец электронных книг — разработала успешную форму их продажи. Она предлагает букридер Kindle, а вместе с ним доступ к самому большому ассортименту книг и периодических изданий (в защищенном и привязанном к устройству формате) прямо с самого устройства. Интересен тот факт, что из более чем 700 тыс. электронных изданий, десятая часть приходится на самиздат. На втором месте находится iPad от фирмы Apple.
Европейский рынок электронных книг
В Европе рынок электронных книг более консервативен. Он нацелен на сосуществование электронных и бумажных изданий.
Лидирующие позиции занимает Великобритания. Англичане весьма быстро осознали удобства электронных покупок: широту выбора, низкие цены, сервис, экономящий время. По данным исследования Global eBook к 2013 г. в Великобритании электронные книги составили 12,9% от общего книжного оборота.
Второе место занимает Германия. Более половины новых наименований книг выходят как в бумажном, так и в электронном виде: 53% издательств уже публикуют книги «в цифре», 84% планируют заниматься этим в будущем.
Наиболее консервативными оказались французы — их политика ориентирована на приоритет бумажных изделий. Согласно исследованию R. R. Bowker доля сторонников бумажных изданий во Франции составляет 66%. Но и здесь рынок электронного контента постепенно растет, и в 2012 году составил 3,1%.
В Испании е-книги составляют 3% от общего объема книжного рынка. А в 2012 году этот показатель составлял лишь 1%. В Италии же цифровые книги составляют всего 0,9% от общего объема, но их распространение растет быстрыми темпами. В Норвегии и Швеции рынок е-книг на стадии зарождения, поэтому о доле электронных книг в объемах продаж судить сложно.
Восточный рынок электронных книг
Китай является одним из перспективных рынков распространения е-книг. В основном из-за огромной аудитории пользователей: уже 40% населения (538 млн человек) пользуются интернетом. По прогнозам исследователей к 2015 году число интернет-пользователей в стране составит 800 млн человек. На рынке электронного контента доминируют две компании: Hanvon и Bambook от Shanda. А в июне этого года Amazon.com выпустил на китайский рынок устройства Kindle. По данным экспертов на 2012 год, цифровые издания в Китае читают уже более 200 млн человек. А обороты цифровых издателей в 2011 году достигли 138 млрд юаней.
В Индии, как и в Китае, основной фактор для развития рынка — гигантский рост интернет-пользователей — 137 млн. А это только 11% от населения страны. Исследование Bowker’s Global e-book Monitor показало, что более 50% опрошенных планируют в ближайшие полгода стать покупателями е-книг. На рынке Индии уже успешно работают такие мегамаркеты, как India Ebooks — они представляют и продукты местных издательских домов, и книги зарубежных компаний, и «самиздат».
Несмотря на то, что Япония является одной из самых передовых стран в технологическом плане, книги и DVD-носители до сих пор более популярны, чем цифра. Как отмечают эксперты, японские издатели не торопятся оцифровывать свою продукцию. По данным исследования R. R. Bowker, только 8% японских читателей хоть раз скачали электронную книгу. Робин Бертл, токийский основатель издательства электронных книг, отмечает, что Япония на пять лет отстает от Запада в оцифровке своей литературы. Он считает, что причиной этому является ментальность японцев, которым важно обладать чем-то реальным, физическим.
Тем не менее, в 2013 году свою продукцию в Японии начала продавать корпорация Apple. В каталоге iBookstore они представили порядка 80 тыс. изданий на японском языке. А компания NTT Docomo, ведущий оператор мобильной связи в Японии, недавно объявила, что собирается выпустить собственный планшет DTAB — дешевле, чем японский Kindle.
Российский рынок электронных книг
По количеству интернет-пользователей Россия является шестой страной в мире и лидирует в Европе. Российский книжный рынок по своей ориентации близок к Европе: более консервативен и нацелен на поддержание бумажных изданий.
Но популярность электронных книг увеличивается с каждым годом. Наиболее активно рынок контента растет в Центральной России. Это обусловлено тем, что техническая оснащенность жителей этой части страны (ридеры, планшеты, смартфоны) выше, чем в регионах. Поэтому основной рост электронных продаж приходится на Москву и Санкт-Петербург. В июле 2012 года был проведен онлайн-опрос аудитории сайта РБК с целью выяснить предпочтения россиян на рынке е-книг. Объем опрошенных составил 3 697 респондентов.
- Результаты показали, что доля читателей «цифры» составила — 53,1%. Из них читают регулярно электронные книги — 28% опрошенных. Иногда читают электронные книги — 24,7%. И почти треть участников предпочитают читать печатные книги — 28,4%.
- По результатам опроса выявлено, что 78,9% россиян скачивают нелегальные книги. Из них треть ответили, что пользуются только ими — 29,5%. Еще половина скачивает нелегальные электронные книги, но делает это изредка — 49,4%.
По данным компании «Литрес» (крупнейший продавец легального контента) рынок электронных книг в России за 2012 год достиг объема 260 млн рублей. А по предварительным итогам 2013 года, которые озвучил генеральный директор С.В. Анурьев на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non-Fiction 15, он составил порядка 500 млн рублей.
Генеральный директор компании «Литрес» С.В. Анурьев считает, что при сохранении таких темпов роста доля продаж электронных книг к 2015-2017 гг. может достичь 5% книжного рынка России, или порядка 3 млрд рублей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что за последние 5 лет и в России, и за рубежом существует явная тенденция увеличения продаж электронных книг и снижение продаж книг бумажных. Однако конфликта между е-книгами и традиционной книгой не существует. Скорее, речь идет о симметричном ответе быстрому устареванию информации.
Надо отметить, что для России электронный контент — спасение. Теперь жители на Таймыре или Камчатке могут получать информацию одновременно с москвичами. Точных данных о продажах самоопубликованных книг у экспертов нет. Но известно, что количество авторов, которые выбирают «самиздат», растет. Вероятно, что эта тенденция сохранится. А чего стоит ждать в более отдаленном будущем? Наступит время, когда на одну проданную бумажную книгу придется 99 электронных?
Известный американский футуролог Дэвид Хул, обещавший е-книгам в США 75% рынка в 2025 году, считает так: «Я думаю, что рынок стабилизируется на 75%. У бумажной книги всегда будут читатели. Печатная книга лучше удовлетворяет собственнические чувства. А вот бывшие в употреблении книги станут популярнее. Бумажные книги будут продаваться в букинистических магазинах, значение которых возрастет».
С американским ученым согласен Сергей Анурьев: «Бумажные книги — это не только индустрия, это культурная традиция, от которой нельзя отказаться. Если говорить о будущем, то, конечно, тиражи печатных книг развлекательных жанров снизятся, и перевес будет на стороне электронных книг, но люди по-прежнему будут покупать для домашней библиотеки классическую литературу, подарочные издания, книги для детей».
Ольга Шилова – специально для oblprint.ru.